МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Свердловский областной
музыкально-эстетический педагогический колледж»
Предметно-цикловая комиссия педагогики детства
ПРОЕКТНАЯ
РАБОТА
ПО ОДП.02
ЛИТЕРАТУРА
ОСОБЕННОСТИ ЛЮБОВНОЙ
ЛИРИКИ Ф.И.ТЮТЧЕВА
ЕЁ ДРАМАТИЧЕСКАЯ
НАПРЯЖЁННОСТЬ
Патрушева Ксения Олеговна Специальность
44.02.02
Преподавание
в начальных классах,
группа 14
Екатеринбург
2017
Оглавление
1.Введение........................................................................................................... 3
2.Основное содержание..................................................................................... 5
2.1.Биография
Ф.И.Тютчева............................................................................ 5
2.2.Творчество
Ф.И.Тютчева......................................................................... 10
2.3.Любовная
лирика Ф.И.Тютчева и её драматическая напряжённость.... 12
3.Заключение................................................................................................... 19
4.Литература.................................................................................................... 21
2
Введение
Творческий
путь Ф.И. Тютчева охватывает более полувека. За это время поэт написал не так
уж много — около 300 стихотворений, которые помещаются в одной книге. Но эта
книга, как справедливо заметил поэт А.А. Фет, перевешивает множество томов…
Историки
литературы часто называют Тютчева «поздним романтиком». Приверженность поэта к
романтизму во многом объясняется более чем двадцатилетним пребыванием за
границей, обусловившим его оторванность от отечественной литературной и
культурной жизни. По возвращении на родину Тютчев ощущал себя «обломком»
прошлой эпохи и «последышем» поколения, которое уже сходило с авансцены
отечественной культуры. Любовная лирика Тютчева замечательна тем, что в ней
поэт отражает свои пережитые чувства. Каждый раз, читая стихи Тютчева, читатель
открывает что‑то свое. Лирика Фёдора Ивановича
рождает напряжение чувств и мысли.
На
протяжении всего своего творческого пути, Ф.И.Тютчев создавал великолепную
поэзию о любви. Причина столь сильной
эмоциональной окрашенности любовной лирики поэта кроется в ее
автобиографичности. Любовная лирика Тютчева может быть прочитана как
своеобразный интимный дневник, в котором отразились его бурные романы с
Эрнестиной Дернберг и с Е.А.Денисьевой. Однако, это автобиографизм особого рода:
в стихах нет прямых упоминаний об именах возлюбленных поэта. Любовь у Тютчева –
почти всегда драма, роковой поединок неравных человеческих сил. Это чувство
непостижимое, таинственное, исполненное волшебства. Но счастье любви
недолговечно, обреченное не выдерживать роковых ударов судьбы. Сегодня странно
представлять, что были времена, когда его творчество не казалось бесспорной
ценностью, а его имя ставилось после имен поэтов, которых безвозвратно забыли.
Тютчев уже намертво впаян в отечественную литературу где-то между Пушкиным,
Лермонтовым, Гоголем и их наследниками: Фетом, Островским, Достоевским, двумя
Толстыми - Львом Николаевичем и Алексеем Константиновичем - связав своей долгой
жизнью разные эпохи истории, три так непохожих друг на друга царствования,
испытав в отрочестве вместе с Россией восторг от побед 1812 года, а в зрелом
возрасте - позор от поражения войны 1854
года, ныне полузабытой, однако бывшей когда-то саднящей раной не только для
Тютчева. Принято считать, будто публикацией двадцати четырех стихотворений в
третьей и четвертой книгах пушкинского «Современника» в 1836 году Тютчев
дебютировал в поэзии. Эта ошибка исторической памяти - один из парадоксов,
сопровождавших Тютчева при жизни и сопровождающих его до сих пор. Однако иначе,
кажется, и быть не может с этим единственным в своем роде поэтом-философом.
Тютчев, по сути дела, и жил, будучи, по словам Л. Н. Толстого, «одним из тех
несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому
всегда одиноки». Тютчев жил в России,
воплотив в плотском своем существовании те духовные и душевные метания, что
принесла России европейская культура в наиболее высоких своих достижениях.
Кроме того, он был живым человеком, которому свойственны все слабости и ошибки.
Вот на этой стороне его жизни остановимся поподробнее. В реферате, Тютчев
предстанет как певец и ценитель женской
красоты. Таким образом, цель работы:
показать влияние любовного чувства на творчество поэта, а также задачи:
рассмотреть любовную лирику Тютчева и показать её драматическую напряженность.
Привести факты биографии.
3
Биография Ф. И. Тютчева
Федор
Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года, в родовом тютчевском имении, селе
Овструг Орловской губернии Брянского уезда. Он был второй, или меньший, сын
Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Тютчевы принадлежали к
старинной типичной дворянской семье, на
которой отражались все извивы исторического пути России — от жестокости Ивана
Грозного, Смутного времени до реформ Петра I и увлечения всем французским.
В детстве
он получил неплохое домашнее воспитание.
Достаточно сказать, что учил его русскому языку Семён Егорович Раич, тогда -
молодой поэт и переводчик, впоследствии – журналист и издатель, магистр
словесности.
Они «выходили из дому, запасались Горацием, Вергилием
или кем-нибудь из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике,
углублялись в чтение и утопали в чистых
наслаждениях красотами гениальных произведений Поэзии». Так сентиментально
вспоминал годы спустя о тех временах сам
Семён Егорович. Не менее оригинальный, тоже живущий в придуманной идеальной
реальности, человек продолжил формирование литературных пристрастий Ф.И.Тютчева
- Алексей Федорович Мерзляков, преподававший русскую словесность в Московском
университете, в который Федор Иванович поступил осенью 1819 года.
Раич и
Мерзляков «опекали» Тютчева еще до поступления того в университет, под влиянием
и надзором Семена Егоровича он стал
писать стихи и переводить с латыни, а Алексей Федорович в последних числах февраля 1818 года прочитал
оду Тютчева «На новый 1816 год» в Обществе Любителей Российской Словесности,
после чего юного поэта 30 марта того же года приняли в Общество. Год спустя
Тютчев впервые увидел своё произведение напечатанным. Это было переложение с
латыни - «Послание Горация к Меценату».
Через
семьдесят лет зять Федора Ивановича, Иван Сергеевич Аксаков, знавший поэта как
мало кто из современников, писал в его биографии по поводу публикации: «Это
было великим торжеством для семейства Тютчевых и для самого юного поэта. Едва
ли, впрочем, первый литературный успех не был и последним, вызвавшим в нем
чувство некоторого авторского тщеславия». Аксаков знал, что пишет. К счастью
или, к сожалению, но один из самых выдающихся русских поэтов всех времен, Федор
Иванович Тютчев, отнюдь не кокетничал, когда на шестьдесят пятом году жизни
признавался в одном из писем: «Мне всегда казалось крайне наивным толковать о
стихах как о чем-то существенном, особливо о своих собственных стихах».
И в годы
учебы в Московском университете, и особенно - потом поэзия не стояла для него
на первом месте в жизни, не была таким серьезным делом, каковой она являлась
для его ровесников (или почти ровесников) Александра Пушкина, Евгения
Боратынского, Николая Языкова, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера,
Кондратия Рылеева. Ему важнее были успехи по службе. И когда после университета
он поступил в 1822 году в коллегию иностранных дел (там же в то время служил и
Пушкин!) его направили на работу в миссию в Мюнхен, столицу Баварии, он отдался
службе с прилежанием и самозабвением. Прилежание Федора Ивановича было замечено
- 31 мая 1825 года ему присвоили придворный чин камер-юнкера. Если опять
вспоминать Пушкина, то тот стал камер-юнкером уже «седобородым», в 1833 году,
будучи отцом семейства. Из людей круга Пушкина столь же рано, как Тютчев,
получил чин камер-юнкера лишь князь Александр Михайлович Горчаков, лицейский
друг Александра Сергеевича и друг старости Федора Ивановича. Но Горчаков -
профессиональный дипломат, а Тютчев ... Он в собственных глазах и в глазах
своих родных тоже был дипломатом, прежде всего дипломатом. Писавшим, правда,
гениальные стихи.
Некогда
Максим Горький справедливо причислил к заслугам Пушкина перед русской
литературой то, что тот доказал: занятие литературой не менее важно, чем служба
в канцеляриях. Похоже, Тютчев своим примером утвердил истину не менее
существенную: служба в канцеляриях не помеха даже для гениальной поэзии.
Однажды, еще
в молодые годы, вернувшись из поездки в
Грецию, Тютчев в сумерках сел разбирать старые бумаги и уничтожил большую часть
своих поэтических упражнений. Среди них находился перевод первого действия
второй части «Фауста». «Может статься, это было лучшее из всего», - спокойно
констатирует Тютчев. Неужели спокойно? Неужели ему не жалко было своих
стихотворений? «В первую минуту я был
несколько раздосадован, но скоро утешил себя мыслью о пожаре Александрийской
библиотеки». И на самом деле: сопоставимы разве эти утраты - тысячи и тысячи
бесценных памятников античной культуры и стихотворения молодого дипломата
Тютчева?! Но чтобы утешать себя такими сопоставлениями, надо обладать
определенным - очень высоким уровнем мысли и культуры. Каковым Федор Иванович
Тютчев обладал.
В Мюнхене он
прожил многие годы. Блистательно начатая карьера развивалась не очень удачно.
Зато в это время он вполне стал «питомцем гордого и красивого Запада», как
замечает Аксаков в его биографии. В Мюнхене Тютчев, покинувший Россию в
девятнадцать лет и бывавший дома только краткими наездами, испытал «страсть
нежную», как говаривали в его времена. В 1826 году Федор Иванович женился на
графине Эмилии Элеоноре Ботмер; стал отцом троих дочерей. Здесь, на улице Отто
в доме" №2 248, у него часто бывали поэт Гейне и философ Шеллинг,
оказавший колоссальное влияние на развитие европейской культуры, особенно
немецкой и русской. Идеями Шеллинга «бредили» романтичные студенты Московского
университета, начиная с братьев Киреевских и князя Одоевского, до Герцена с
Огаревым, Шевырева и Грановского. В ранние годы своей критической работы ими
вдохновлялся Белинский. О Федоре Ивановиче Шеллинг говорил: «Это превосходный человек и очень
образованный, с ним приятно беседовать».
На исходе
1837 года Тютчев был назначен старшим секретарем при миссии в Турине, столице
Сардинского королевства. Перед этим он с семьей побывал в России, но оттуда к
месту новой работы отправился один, оставив жену с дочерьми на попечение родных - она должна
была приехать в Турин после того, как Тютчев обживется в незнакомом городе. Из
Санкт-Петербурга Элеонора Тютчева с детьми отплыла на пароходе «Николай I». У
берегов Пруссии, ночью, пароход был внезапно охвачен пожаром и утонул. Жена
Тютчева вела себя героически, выказав - поразительное мужество. Она спасла
детей, но все имущество Тютчевых погибло вместе с пароходом. От перенесенного
потрясения Элеонора вскоре слегла, в конце августа 1838 года умерла. Ее потеря
была для Тютчева огромным горем. Достаточно сказать, что в тридцать пять лет он
стал совершенно седым.
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой ...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимым, неизменный.
Как ночью на небе звезда.
Так и через
десять лет после смерти первой жены Тютчев проникновенно обращался к ней.
Впрочем, был он, кажется, человеком крутых страстей, хотя часто в письмах
называл себя ленивцем. По крайней мере, дальнейшие события его личной жизни
говорят о страстности и безоглядности характера. Еще не прошло года со дня
смерти Элеоноры Тютчевой, как он летом 1839 года сочетался браком с вдовой
баронессой Эрнестиной Дернберг. Говорят, взаимная симпатия между ними возникла
еще раньше. Наверное, это так. И, наверное, их влечение друг к другу было не
менее сильно, чем печаль Тютчева о первой жене. Их бракосочетание намечено было
в швейцарском городе Берне.
Фёдор Иванович попросил разрешения временно покинуть
Турин, не дождался его и уехал самовольно. Расплатой за проступок было
увольнение со службы.
Тютчевы опять поселились в Мюнхене. Жили небогато, в
основном на деньги Эрнестины Федоровны, что мучило его. Он рвался в Россию,
однако разные обстоятельства (в основном - рождение детей) удерживали его в
столице Баварии до 1844 года. Благодаря хлопотам доброхотов Федор Иванович был
восстановлен на службе, и многие годы потом он вел жизнь солидного столичного
сановника. А с 1858 года до самой смерти заведовал Комитетом иностранной
цензуры.
Размеренное
течение чиновничьей жизни было расцвечено, однако, яркой и мучительной любовью,
присущей скорее поэту Тютчеву, чем чиновнику, к Елене Денисьевой. Четырнадцать
лет длились их отношения, оставшись в истории русской поэзии такой же легендой,
как отношения Пушкина с Анной Керн.
Умирал
Тютчев долго и мучительно, полупарализованный. Земная его жизнь - жизнь
дипломата завершилась 27 июля по новому стилю 1873 года, а жизнь поэта
продолжается поныне.
4
Творчество Ф.И. Тютчева
Поэзия
Тютчева приходила к читателям в несколько этапов или, вернее сказать, несколько
раз. Поначалу стихотворения своего бывшего ученика много и часто печатал в
редактируемых им журналах и альманахах Раич. Имени славного поэта эти
публикации Тютчеву не составили.
В 1835 году
со стихотворениями Тютчева познакомился его сослуживец по миссии в Мюнхене
князь Иван Сергеевич Гагарин и был очарован ими. Вернувшись в Санкт-Петербург,
он показал некоторые из них Жуковскому и Вяземскому. Те, в свою очередь,
рекомендовали Пушкину опубликовать стихотворения Тютчева в «Современнике». Пушкин
отнесся к ним «как должно», О чем Гагарин не преминул сообщить автору в
Мюнхене.
В 1836 году,
в третьей и четвёртой книгах «Современника», были напечатаны двадцать четыре
стихотворения Тютчева. Среди них были и те, что ранее уже публиковались Раичем.
Надо сказать, что и после смерти Пушкина, до 1840 года, в «Современнике» время
от времени появлялись произведения Тютчева, никем особо не замеченные. При его
жизни еще только однажды его произведения выходили отдельной книгой - в 1868
году, стараниями И. С. Аксакова. Творческая судьба Федора Ивановича Тютчева,
кажется, - своеобразная расплата за то безразличие, которое он проявлял к
своему творчеству. Ведь Тургеневу пришлось уговаривать Тютчева издать в свет
«собирание своих стихотворений», а к книге, изданной Аксаковым, по словам
одного из исследователей творчества Тютчева, Григория Чулкова, «поэт остался
совершенно равнодушен», хотя она включала важнейшие его произведения общим
числом сто восемьдесят пять. Уже в восьмидесятые годы прошлого столетия критик
Скабичевский, который останется в памяти потомков только потому, может быть,
что в издевательском контексте упомянут в романе М. Булгакова «Мастер и
Маргарита», рубил наотмашь:
«Открытый из среды посредственности и внезапно
возвеличенный в мрачные годы общественного безвременья, Тютчев, во всяком
случае, в достаточной мере скучноват в своих безукоризненных красотах и,
исключая некоторых его произведений, помещенных в хрестоматиях, большинство их
читается с трудом
и ценится лишь самыми строгими и рьяными
эстетиками». А среди этих «эстетиков» в разные годы литературного бытия Тютчева
были: Александр Пушкин, Василий Жуковский, Петр Вяземский, Николай Некрасов,
Иван Тургенев, Афанасий Фет. К ним следует добавить Достоевского и Толстого.
Многие из них видели в Тютчеве «учителя поэзии для поэтов», замечали, прежде
всего, его космизм и закрывали глаза на поразительную конкретность
стихотворений Тютчева. На тот факт, что все они написаны «на случай» - по
поводу прочитанной книги, посещения церкви, увиденного пейзажа, страстной
влюбленности в женщину, какого-нибудь политического события и т. д. Но это не
недостаток символистов и их последователей, а, кажется, еще один из парадоксов
Тютчева: умение личное переплавлять во всеобщее. Научиться поэзии по нему невозможно
по причине полного отсутствия «поэтических достижений» в нем. Однако оно
способно научить большему - быть человеком чувствующим и думающим. И если в
этом контексте воспринимать Тютчева, как «учителя поэзии для поэтов», то придется
с горечью заметить: уроки его не всегда и не всем пошли на пользу. Многие из
мнимых его учеников заслуживают полновесный «неуд» за превратно усвоенные
уроки. Или неусвоенные вообще. Особенно по теме до болезненности близкой
Тютчеву - Россия.
5
Любовная лирика Ф.И.Тютчева и ее
драматическая напряжённость
В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики
Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих
переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта
занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была
драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается
Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец
идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих чувствах:
любовь к самому дорогому неожиданно
оборачивается мучительством. Но он утверждает, что важно понимать любимого,
смотреть на себя его глазами, бояться совершить опрометчивые поступки в
отношениях с любимым:
О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас двоих завидней часть твоя:
Ты любишь искренно и пламенно, а я –
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.
И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданный самим, без веры я стою –
И самого себя, краснея сознаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.
В этом
стихотворении можно увидеть терзания поэта из-за этой «незаконной» любви. Поэта
мучает опустошенность собственной души. Автор считал эгоизм болезнью века, он
боялся его проявлений. В этом стихотворении женщина любит «искренно и
пламенно», а мужчина признает себя лишь «безжизненным кумиром» ее души:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Её спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!
В интимной
лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом
бытия. Вместе с любовью поэт переживал тоску, безысходность положения,
предчувствие смерти.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошёл – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Следуя
пушкинским традициям, Федор Иванович передавал простые, правдивые чувства,
проникнутые напевностью и мелодичностью стиха:
Я знал ее еще тогда,
В те баснословные года,
Как перед утренним лучом
Первоначальных дней звезда
Уж тонет в небе голубом…
Любовь у
Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии. Любовь
для него – борьба, мучение, безнадежность. Федора Ивановича больше всего
интересует не проявление любви, а ее тайна: «Как неразгаданная тайна, живая
прелесть дышит в ней – мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет ее очей…».
Он изображает любовь как стихию, ведь недаром у его героини «сердце, жаждущее
бурь».
В любовной лирике Тютчев придает большое значение
ночи. Ночь для него – это время открытия правды, признания в любви:
В толпе людей, в нескромном шуме дня
Порой мой взор, движенья, чувства, речи
Твоей не смеют радоваться встрече
Душа моя! О, не вини меня!..
Смотри, как днем туманисто-бело
Чуть брезжит в небе месяц светозарный,
Наступит ночь – и в чистое стекло
Вольет елей, душистый и янтарный.
На склоне
лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство – любовь к
Е. А. Денисьевой. Именно с этой «последней любовью» связаны стихи, такие как:
«Не говори: меня он, как и прежде, любит. Мной как и прежде дорожит…», «Весь
день она лежала в забытьи, и всю её уж тени покрывали…», «О, как убийственно мы
любим, как в буйной слепоте страстей..» и др. Взятые все вместе, эти стихи
образуют так называемый денисьевский цикл, которые по своему трагизму, передаче
чувств не имеют аналогов не только в русской, но и в мировой любовной лирике.
Одно из самых лучших стихотворений «денисьевского цикла» – «Последняя любовь».
Это настоящий шедевр русской лирики:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадёжность.
В нем
чувствуется волнение живой души, ощущается «нарушенное дыхание», неудержимое
чувство. Само слово «безнадежность» звучит как беда, как боль. Тютчев глубоко
переживал болезнь своей любимой женщины. Его скорбь, горькая безнадежность,
разлука нашли отражение в стихотворении:
«Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали…»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
4 августа
1864 года умерла Елена Александровна Денисьева, и Тютчев записал собственные
ощущения в годовщину ее смерти. Не больше того. Но и не меньше! Поскольку в
стихотворении оказались отраженными чувства многих и многих поколений.
Называется длинно и неуклюже: «Накануне годовщины 4-го августа 1864г.»
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Стихотворение,
переполненное такой невыразимой музыкой, такое гармоничное в своем отрицании
всяческих «красот».
Любовная
лирика Тютчева замечательна тем, что в ней поэт отражает свои пережитые
чувства. На протяжении всего своего творческого пути, Ф.И.Тютчев создавал
великолепную поэзию о любви. Причина стол сильной эмоциональной окрашенности
любовной лирики поэта кроется в ее автобиографичности. Любовная лирика Тютчева
может быть прочитана как своеобразный интимный дневник, в котором отразились
его бурные романы с Эрнестиной Дернберг и с Е.А.Денисьевой. Однако, это
автобиографизм особого рода: в стихах нет прямых упоминаний об именах
возлюбленных поэта. Любовь у Тютчева – почти всегда драма, роковой поединок
неравных человеческих сил. Это чувство непостижимое, таинственное, исполненное
волшебства. Но счастье любви недолговечно, обреченное не выдерживать роковых
ударов судьбы. Более того, и сама любовь может осмысляться как приговор судьбы:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была.
Любовь,
таким образом, ассоциируется со страданием, тоской, душевной болью, слезами.
Поэт предстает перед нами страстной, увлекающейся личностью, человеком с
горячим, любящим сердцем. Он настойчиво повторяет эпитет «роковая страсть»,
«встреча роковая», «роковое слиянье», «поединок роковой». В стихотворении,
входящем в знаменитый «денисьевский цикл», любовь названа «убийственной». Именно
в стихах, посвященных Елене Александровне Денисьевой, раскрывается
«блаженно-роковая» любовь поэта.
В
стихотворении «О, как убийственно мы любим…» прием кольцевой композиции
подчеркивает мысль об убийственной силе любви. Две одинаковые строфы усиливают
ощущение личной трагедии лирического героя; в словах поэта звучит страшное
предсказание – о гибели любимого человека. Внутри проникнутой пафосом
безнадежности и обреченности формы стихотворения – повествование о последствиях
«буйной слепоты страстей». Строки, создающие обрамление, стали афоризмом. Они
существуют вне стихотворения, потому что в них заключена глубокая печальная по
своей эмоциональной окрашенности мысль, выраженная с невероятной силой:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Восклицательный
знак в конце строфы – не только средство выражения экспрессии, он еще указывает
на неизбежность гибели глубокой, самоотверженной, страстной любви. Неминуемая
разлука придает трагизм любви, мысль о неизбежном расставании заложена в само
основание этого высокого и неземного чувства. Лирический герой неимоверно
страдает, ведь он, не желая того, становится причиной духовной трагедии, гибели
любимой
женщины. Риторические вопросы и восклицания – яркое
художественное средство, способное передать сильнейшие изменения, которые
произошли с женщиной, сумевшей так самоотверженно полюбить, полюбить до полного
самоотречения:
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Лирический
герой преклоняется перед красотой женщины и перед силой ее страсти.
Риторическое восклицание «Жизнь отреченья, жизнь страданья!» заключает в себе
мысль о роковой судьбе влюбленной до самозабвения женщины. Эти строки также
стали крылатыми, в них заключен глубокий обобщающий смысл. Также в
стихотворении Тютчев использует излюбленный прием противопоставления. С одной
стороны мы видим «толпу», которая способна втоптать в грязь самые прекрасные
душевные движения. В данном случае толпа является символом жестокого общественного
мнения, основанного на осуждении любого проявления человеческого поведения вне
принятых моралью этого общества границ. Именно такая «толпа», враждебная
естественным проявлением сильных эмоций, выносит «ужасный приговор», вторгается
в святое, клеймит «незаслуженным позором» и обрекает человека на невероятные
душевные муки. Несколько раз повторяется в стихотворении слово «боль», именно
оно определяет то состояние любимой женщины, из которого ей уже не выйти,
которое всегда будет сопровождать ее в состоянии любви:
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
Лирический
герой испытывает неутихающее чувство вины перед возлюбленной за произошедшую
«роковую встречу», за то, что он невольно стал палачом своей возлюбленной,
слепым орудием судьбы. Драматическая история любви в этом произведении стала не
только отражением частной жизни Тютчева. Поэтический дар лирика расширил
границы любовного романа. Тонкий психологизм, глубокие эмоции сделали это
стихотворение достоянием любовной лирики Тютчева, отразившемся во внутренней
жизни каждого читателя. Любовная лирика пронизана мощным драматичным,
трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами его личной жизни. Он
пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану. Шедевры
любовной лирики Тютчева родились из подлинной боли, страданий, чувства
невосполнимой утраты, ощущения вины и раскаяния. В последние годы жизни в
лирике Тютчева утверждалась мысль о том, что любовь, даже трагическая, - символ
подлинного человеческого существования, без которого жизнь немыслима. В
любовной лирике Тютчева прослеживается сложная жизнь сердца. По Тютчеву, только
любовью можно спастись и «в старости глубокой», только в любви заключается
смысл человеческого существования.
6
Заключение
Любовь для поэта – и блаженство, и безнадёжность, и напряжение чувств,
несущее человеку страдание и счастье, "поединок роковой" двух сердец.
С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвящённых Е. А.
Денисьевой. Тютчев стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на
любимую. Он хочет объективно раскрыть мир чувств, её личность. Поэт
сосредоточивает внимание на собственных переживаниях, но стремится проникнуть в
духовный мир женщины. Он раскрывает его через описание внешних проявлений
чувств, и, таким образом, романтическое излияние начинает вытесняться
описанием: "Она сидела на полу и груду писем разбирала". В лирике
вводится второй голос – голос женщины.
По своему психологическому складу любимая в "денисьевском цикле"
напоминает тургеневских героинь. У того и другого любовь – "поединок
роковой". В тоже время у Тургенева личность человека и в сфере чувств
социально и исторически обусловлена.
Тютчев в своих раздумьях о женской доле, о женском характере близок
Тургеневу. Она в "денисьевском цикле" похожа на героиню рассказа
Тургенева "Три встречи". Однако в тютчевском герое больше решимости и
страсти. В душевном состоянии лирического героя Тютчева и "денисьевского
цикла" можно найти не только общечеловеческое, но и характерное для
любовных переживаний дворянского героя пятидесятых годов, отражённых в русской
литературе этого периода, в творчестве Тургенева, Гончарова, Островского.
Обнаруживается даже текстуальные сближения стихов Тютчева с романами и
повестями Тургенева, в изображении любовных страданий.
Главное, что Федор Иванович увидел и высоко оценил в женщине, - это силу
чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви,
совершившая подвиг. Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на
любовь, на борьбу за неё. В любви за неё героиня раскрыла себя, лучшие качества
своей личности, свои возможности. Тютчев изобразил любовь как чувство и как
отношение между людьми, подвластные влиянию общества. Его герои, не оторванные
от жизни люди, а обыкновенные, хорошие, слабые и сильные одновременно, не
способные распутать тот клубок противоречий, в котором они оказались. Поэзия
Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения.
Тютчев, вдохновенный созерцатель природы,
чуткий тайновидец человеческого сердца. Читая стихи Тютчева, поражаемся неисчерпаемому богатству русского
языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева.
Благоговейному отношению к поэтическому слову учат нас стихи Тютчева. "Он
не шутит с музой", - говорил про него Толстой, - учиться этому умению
гармонически сочетать содержание и форму призывал Толстой молодых писателей,
когда он сказал начинающему Горькому: "Надо учиться стихами у Пушкина,
Тютчева".
С течением времени лирика Тютчева насыщается всё большей изобразительностью
и конкретностью. Опыт русского реализма не прошёл для поэта бесследно.
Завершитель русского романтизма, Тютчев выходит уже за его пределы. Его
творчество становится предвестием художественного течения рубежа 19-20-ого
веков символизма.
7
Литература
1. Сост. М.
Латышева. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2003 г.
2. Золотарева
И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. - М.: «ВАКО», 2003 г.
3. Лебедев Ю.
В. Литература. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный
уровни. – М.: Просвещение, 2006 г.
4. Тютчев Ф.И. Стихотворения «Я встретил Вас...». - ООО Издательство «Э». Москва
2017.
5. Тютчев Ф.
И. Лирика: В 2 т. Т. 1. М., 1965.
6. Эстетика:
В 4 т. Т. 3. М., 1971.
7. Материал
с сайта http://iEssay.ru
Отлично.Но я ни это хотел.👍👍👍👍🇺🇿🇺🇿🇺🇿🇺🇿
ОтветитьУдалить