Поиск по этому блогу

Фотоальбом

Рекомендации к созданию виртуальной экскурсии

Виртуальная экскурсия по литературному чтению
(По материалам книги: Методика преподавания литературы/ Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч.1. - М., 1994)
Виртуальная экскурсия дает возможность ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер, его особенности.
Виртуальная экскурсия вовлекает ученика в мир писателя, приобщает его исторически, эмоционально к давнему времени.
Полезность этой формы урока объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает большой интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами.
Чтобы виртуальная экскурсия реализовала все возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария виртуальной экскурсии – дело сложное, кропотливое и длительное. Для того, чтобы заполнить те «просветы» в зрительном ряду, которые невольно образуются при заочном путешествии, необходимы самые разнообразные и глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность впечатления в виртуальной экскурсии во многом обеспечивается свежестью, новизной, нестандартностью материала. В соединении эмоциональной образности и богатства фактических знаний – ключ педагогического и психологического воздействия заочных экскурсий.
Виртуальная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе ее развития возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Виртуальная экскурсия может быть включена в урок как часть его.
Подготовка виртуальной экскурсии требует тщательного ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Не менее тщательно должен быть отработан и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные карты и планы, фотографии – все это поможет оживить прошлое, заставить сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).
В процессе проведения виртуальной экскурсии необходимо органическое объединение всех ее элементов (речи, зрительного ряда, звукового оформления). Обдуманное включение в работе учителя-экскурсовода действий учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всем этом приходится помнить при ведении экскурсии. Сам рассказ экскурсовода должен быть словесно нагляден, точен, живописен и при всей тщательности подготовки обладать заразительностью импровизации. Все, о чем идет речь в виртуальной экскурсии, должно представать перед учениками непосредственно, как происходящее «сегодня, здесь, сейчас», потому что только импульсивность, незаданность речи поможет сложиться живым впечатлениям.
Облик писателя, его судьба вызывают в обучающихся наибольший интерес и взволнованность тогда, когда мы даем возможность непосредственного контакта с художником, когда он говорит с читателями как «живой с живым», когда обстоятельства его жизни представляют в конкретных картинах.
Очень увлекательны и виртуальные экскурсии, построенные как путешествие вместе с писателем. Они дают возможность увидеть, как разнообразные впечатления связываются с творческими замыслами.
Трудность и увлекательность виртуальной экскурсии состоит в том, что это путешествие не только в пространстве, но и во времени.
Еще одно положительное качество виртуальных экскурсий – работа творческого воображения учеников. Виртуальная экскурсия в сущности представляет собой рассказ со зрительным рядом. Рассказ поддерживается зрительными впечатлениями не всецело, как в кино, а только в отдельных звеньях, эпизодах. Однако эти частые сопоставления рассказа и картины (фото, рисунка и др.) как бы рождают психологическую инерцию: ученик видит картину даже тогда, когда перед ним на экране ничего нет, а звучат только слова рассказа.
Виртуальную экскурсию представляется возможным проводить тогда, когда учащиеся уже знакомы в какой-то мере с творчеством и личностью писателя. Для творческого воображения нужен материал.
Вопрос об источниках виртуальной экскурсии тесно связан с отбором, организацией материала. Для виртуальной экскурсии излишняя детализация опасна, она может утомить учащихся. Также важно не попасть в плен быта.
Каждая деталь должна быть значительной, в ней должен быть глубокий подтекст.
Во-первых, виртуальная экскурсия должна дать представление об облике писателя, показать «жизнь лица», отражение характера и мыслей в портрете. Во-вторых, учащиеся должны понять, какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни. Окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, одним-двумя штрихами, но и пейзажем, который особенно помогает передать настроение. Обстановка, окружение писателя, центральные события общественной жизни, круг его любимых произведений искусства и авторов – все это должно постепенно подводить к выяснению лейтмотива творчества того или иного периода. Виртуальная экскурсия дает возможность ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер, его особенности.

Виртуальная экскурсия, таким образом, вовлекает ученика в мир писателя, приобщает его исторически, эмоционально к давнему времени.

Большое количество интересного материала можно найти в книгах  Валерия Воскобойникова "Жизнь замечательных детей". Эта авторская серия книг представляет собой уникальное собрание биографий самых известных людей планеты. В. Воскобойников рассказывает о детстве замечательных людей так, чтобы читать о них ребенку было интересно и весело. 
Слушать аудиокнигу онлайн https://audioknigi.club/voskoboynikov-valeriy-zhizn-zamechatelnyh-detey
Читать книгу онлайн





Комментариев нет:

Отправить комментарий