ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНики СОТРУДНИЧЕСТВА КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
(по материалам обучающего семинара для молодых учителей в МАОУ СОШ № 137)
Современное
общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности
нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной.
При этом надо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес
к окружающему его миру и готовность сотрудничать с людьми. Для
того чтобы ученики действительно стали успешными и внесли вклад
в развитие общества, педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной
коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Учащимся также
необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для
генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им
придется столкнуться в новом, измененном мире.
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
ставит главной целью образовательного процесса формирование у учащихся
универсальных учебных действий, таких как личностные, регулятивные,
познавательные, коммуникативные. Согласно этому в основу построения содержания,
способов и форм образовательного процесса должен лечь системно -
деятельный подход. Таким образом, необходимо преобразование традиционных
методик и приемов обучения в более прогрессивные. Обновляющейся школе
требуются такие методы обучения, которые
-
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся
в учении;
-
развивали бы общеучебные умения и исследовательские, рефлексивные,
самооценочные навыки;
-
формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической
деятельности;
-
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
-
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
В работах Л.С. Выготского, Ж.
Пиаже раскрываются гипотезы о том, что социальные взаимодействия играют
решающую роль в развитии мышления. По Л.С. Выготскому, "всякая функция в культурном
развитии ребенка появляется дважды, в двух планах, сперва социальном, потом -
психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем
внутри ребенка как категория интрапсихическая". Этот путь возможен только
внутри специально организованного обучения детей научным знаниям и является его
результатом. "Определяющим для научных понятий является то, что они
приобретаются и развиваются под руководством и при помощи учителя и что знания
здесь даются детям в определенной системе".
Ж. Пиаже социализацию рассматривает как
необходимое условие перехода эгоцентрического мышления ребенка к более зрелым
стадиям.
По его мнению, "…сотрудничество
позволяет осуществить правильную передачу какого-либо понятия, что не может
иметь места при асимметричном взаимодействии, выражающемся в отношениях
престижа и авторитета. Для того чтобы какое-то понятие было воспринято
адекватно, нужно чтобы оно было построено ("сконструировано")
собственным действием. В противном случае оно останется лишь мнением,
авторитетной позицией другого (взрослого)…». Тезис о конструировании во
взаимодействии пространства межиндивидуальных координаций позволяет по-новому
рассмотреть проблему совместной учебной деятельности. Активная роль самого взаимодействия
в процессе когнитивных трансформаций исключает пассивную позицию любого из
участников ситуации "учитель - ученик" и делает неправомерным
полагание механизма подражания более развитой модели поведения в качестве
основной парадигмы научения.
Таким образом, обстоятельства,
сформулированные Л.С. Выготским и Ж. Пиаже, стали краеугольным камнем в
постановке проблемы социальных взаимодействий и обучения. Прежде всего,
социальные взаимодействия и развитие мышления - это взаимообусловленные
процессы, ибо от протекания одного внутренне зависит порождение и протекание
другого. Другое важное обстоятельство состоит в том, что содержание понятия
"зона ближайшего развития" предполагает новый подход к обучению. На
смену представлению об обучении как естественном и индивидуальном процессе, т.
е. разделяющем участников учебной ситуации на того, кто учит, и того, кто
учится, вырабатывается представление об обучении как процессе содействия и
совместной деятельности.
Образовательная система Сингапура за
последние 10-15 лет совершила мощный рывок в образовании. В ХХ веке Сингапур стал
уникальной страной, в считанные десятилетия из страны третьего мира превратившийся
в экономического лидера. В основе сингапурской системы (она разработана в
школах Сингапура и распространяется методистами компании Educare Co-operative
Limited) лежат коммуникативность и сотрудничество. Эту систему еще в 1930-1940-е гг. в своих работах описывал
Лев Выготский, но, к сожалению, в России должного внимания этой системе уделить
не удалось. Тем не менее, в Сингапуре образовательная система прижилась и дала
впечатляющие результаты.
Сегодня
«Сингапурский проект» уже внедрен в нескольких субъектах Российской Федерации и
показывает убедительные результаты. В пример можно привести Республику
Татарстан, опыт которой показал эффективность обучения по этой методике.
Применение
обучающих структур сингапурской методики, в основе которых лежит групповая
форма работы и работа в парах, дает большие возможности для организации
эффективной учебной деятельности и создания психологически комфортной,
безопасной среды для обучающихся.
Положительным
моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно
учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым
обогащая, закрепляя и свои знания.
Активность
ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции
учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и
мобилизующее начало на уроке остается за учителем.
Никакой
предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме
обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями.
А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему
выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам,
и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики
формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных
заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более
интересным и успешным.
Сингапурская
система задействует во время урока весь класс. Каждый ребенок должен быть
услышан, и если он что-то делает не так, то это вина учителя. Целью
Сингапурского метода обучения является переход от пассивных учеников к заинтересованным
обучающимся XXI века. Практика показывает, что новый метод развивает
в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как
коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Сам урок
мало похож на обычный урок и больше напоминает увлекательную,
содержательную игру, заставляющую мыслить.
Обучающие
структуры Сингапурской методики позволяют ещё в школе заложить
и развить необходимые навыки и качества личности, которые
в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться
и уверенно чувствовать себя в новых взрослых условиях.
Одним
из важнейших эффектов данной методики является эффективная мотивация
обучающихся.
Современный
урок по Сингапурской методике — это
-
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
-
урок, содержащий разные виды деятельности;
-
урок, на котором ученику комфортно;
- урок,
на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика;
-
урок развивает у детей креативное мышление;
-
урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- урок
предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости
и увлеченности;
Таким
образом, используя обучающие структуры Сингапурской методики обучения на
уроках, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету, что ведёт
к более эффективному освоению школьниками образовательной программы.
Сингапурские
обучающие структуры основываются на следующих принципах:
-
равные возможности для индивидуальной работы, и ответа в паре или группе;
-
графические схемы для визуализации очередности ответов, мнений и понятий;
-
обеспечение сменного состава пар и групп;
-
использование речевых клише;
-
возможность услышать разные точки зрения, и сверить правильность ответов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий