31.10.18 в стенах МАОУ
СОШ № 137 проходил семинар для молодых
педагогов и студентов педагогических
колледжей «Техники коммуникации современного урока в условиях реализации ФГОС».
В этом семинаре приняли участие студенты Свердловского областного
музыкально-эстетического колледжа специальностей: преподавание в начальных
классах и педагоги музыкального образования.
Семинар проводил
выпускник нашего колледжа, зам. директора МАОУ СОШ №137, учитель начальных классов – Барт Иван Александрович. Концепция семинара –
знакомство и практика педагогов и студентов с сингапурскими методиками обучения
в начальных классах. С концепцией обучения можно познакомиться в статье ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНики СОТРУДНИЧЕСТВА КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Во время семинара студентов познакомили с десятью различными техниками сингапурской системы обучения. Вот что о них рассказывает студентка 4 курса Матвеева Татьяна:
Прежде всего семинар начался с техники
«Клок Баддис», цель - взаимодействие с одноклассниками, не только с теми, кто есть в той группе, в которой находится
учащийся. Обучающиеся могут свободно перемещаться по классу, назначая «встречи»
на определенное время со своими одноклассниками. Привлечением внимания учащихся
являются ритмичные хлопки, после чего ученикам следует повторить этот ритм и
тем самым понять, что время задания вышло.
Вторая техника –
«Структура дивергентного мышления». Учащимся
предлагается придумать три слова
различных частей речи, описывающих определенное изображение. Учитель на слайде
размещает примитивные слова, описывающее картинку. Цель учащихся – написать 3-4
слова об изображенном предмете, не используя слова на слайде. Данная методика помогает развивать нестандартное мышление, ее можно использовать на уроках
окружающего мира.
Третья достаточно
интересная техника – «Выбор или углы». Данную
технику очень удобно использовать на
уроках русского языка. Каждой группе выдаются по
четыре карточки, на которых напечатаны слова с той или иной орфограммой. На стенах
кабинета расположены карточки с названиями орфограмм. Учащимся предлагается
определить, какая это орфограмма, посовещаться в группе и объяснить, почему они
выделили эту орфограмму, после чего подойти к нужной карте с названием той
самой орфограммы. Таким образом образуется группка учеников с определенными
орфограммами, внутри которой они сверяют свои мысли.
Четвертая – «Магическое
число». Позволяет проверить внимательность и таблицу умножения. Учащимся задается
цифра, к примеру, 3. Учителем дается следующая установка: «Нужно проговорить
все числа от 1-30 по кругу. Если в числе встречается цифра 3 или число, которое
делится на 3, то ученик, которому досталось такое число, молчит и встает, а
следующий продолжает счет. Например, 1, 2, -, 4, 5, -, и т.д.»
Пятая – «Мысли на
столе». Цель - развитие мышления, умения выстраивать ассоциативные ряды к одному слову,
умение составлять предложения. Подходит для ребят 3-4 классов. Лист формата А4
делят в группе на 16 частей, после чего учитель говорит слово, к которому
ученикам предлагается написать ассоциации. Ученики не ограничены в
использовании частей речи. Затем обучающимся нужно выбрать 9 самых подходящих
ассоциаций к слову и расположить их в карточки с квадратами 3*3.
Из данной техники
вытекает следующая – «Крестики - нолики». Из того словесного квадрата, который
составили учащиеся, им предлагается выбрать слова: по вертикали, по горизонтали
и по диагонали, но так, чтобы у каждого ученика в группе были свои слова и ряд
не повторялся. После чего они должны составить предложение из этих слов.
Седьмая – «Шпаргалка».
Цель: взаимодействие, проверка знаний по
какой-либо теме, формирование умения
формулировать вопросы. Учащиеся делят на 4 части альбомный лист. Учитель дает
тему, по которой нужно составить вопрос каждому ученику в группе. Например,
составить вопросы по сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане». Ученики в группе
называют вопрос, который они записывают себе вверху на листочке, который они
поделили в начале. Внизу листочка
ученики молча записывают ответ и загибают часть листа, где записан этот ответ.
После чего ученики встают из-за парт и их задача – найти одноклассника не из
своей группы, задать ему свой вопрос, если товарищ отвечает на вопрос, то
задается встречный вопрос. При условии, если оба ученика отвечают на вопросы
друг друга, они меняются карточками и продолжают задавать вопросы уже другим
учащимся.
Восьмая – «Круги».
Цель: развитие внимания, взаимодействие учащихся. Учащиеся выстраиваются во
внутренний и внешние круги. Дается установка: внешний круг движется против
часовой стрелки, внутренний – по часовой или наоборот. Движутся учащиеся не
просто так, а по определенному заданию. Например, сделайте столько шагов,
сколько цветов в радуге; нот в музыке; падежей в русском языке. После чего
внутреннему кругу предлагается повернуться к внешнему и поделиться, к примеру,
тем, что на уроке понравилось и что показалось сложным. Этот прием можно
использовать на рефлексии.
Девятая – «Карта
согласия». Данная методика идентична методике «Мысли на столе», только имеет
немного другую форму, но идея та же.
Десятая – «Портрет».
Данную технику хорошо использовать на уроках
окружающего мира. Каждой группе
раздается по 4 листа, на которых изображены маски. Цель учащихся изобразить на
этой маске, к примеру, на правой стороне одушевленную природу, на левой –
неодушевленную. Эту технику можно объединить с техникой «Круги». После того,
как ребята заполнят маску, можно предложить выстроиться также во внутренний и
внешний круги, сделать несколько шагов по часовой или против часовой стрелки.
Ребятам из внешнего круга найти себе партнера из внутреннего и объяснить ему
значение того, что они изобразили.
Очень интересные
технологии, которые можно использовать на различных уроках в начальной школе,
т.к. детям этой возрастной категории необходима смена видов деятельности.
Особенно хорошо, когда деятельность подвижная.
Комментариев нет:
Отправить комментарий