Поиск по этому блогу

Фотоальбом

«Память сердца: блокадный Ленинград»


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной музыкально-эстетический

педагогический колледж»











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению мероприятий в рамках Всероссийской акции «Память сердца: блокадный Ленинград»















Составители:
Дударева Юлия Дмитриевна,
Матвеева Татьяна Андреевна,
Устюжанина София Яновна,
Цукер Екатерина Сергеевна
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
группа 34

Руководитель:
преподаватель высшей квалификационной категории
Сорокожердьева Елена Александровна



Екатеринбург,

2018

Блокада Ленинграда – военная блокада немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда (ныне – город Санкт-Петербург). Длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. 27 января 2018 года исполнилось 74 года со дня снятия военной блокады города-героя Ленинграда.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941 –1945 гг., проявленный защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г., городу присвоена высшая степень отличия – звание Город-герой.

Актуальность проведения мероприятий, посвященных Дню памяти жертв блокадного Ленинграда среди школьников и студентов определяется следующими факторами:

Во-первых, требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

·                   становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

·                   духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Целью и задачами, выдвинутыми Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

·                   воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;

·                   укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Во-вторых, необходимостью помнить историю родной страны. Как писал российский искусствовед Николай Николаевич Никулин: «Главное же — воскресить у людей память и уважение к погибшим. Эта задача связана не только с войной, а с гораздо более важными проблемами — возрождением нравственности, морали, борьбой с жестокостью и черствостью, подлостью и бездушием, затопившими и захватившими нас. Ведь отношение к погибшим, к памяти предков — элемент нашей угасшей культуры. Нет их — нет и доброты и порядочности в жизни, в наших отношениях. Ведь затаптывание костей на полях сражения — это то же, что и лагеря, коллективизация, дедовщина в современной армии, возникновение разных мафий, распространение воровства, подлости, жестокости, развал хозяйства. Изменение отношения к памяти погибших — элемент нашего возрождения как нации». 

Его слова актуальны и по сей день, ведь если мы забудем подвиг наших соотечественников, то разорвётся та нить, которая связывает поколения.

В рамках учебной и производственной практик колледжа по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах нами были проделаны следующие виды работ: проведены уроки в начальной школе по ПМ. 01 «Преподавание по программам начального общего образования», проведены классные часы по ПМ. 03 «Классное руководство». Изучив на МДК.01.02 «Русский язык с методикой преподавания» методику развития речи младших школьников, студенты провели уроки в школе, в том числе по написанию такого жанра как письмо. (Приложение № 1)

На практике по ПМ.03 «Классное руководство» студенты провели ряд мероприятий, посвященных Дню памяти жертв блокадного Ленинграда. (Приложение № 2)



На уроках русского языка перед студентами стояла цель – познакомить обучающихся с письмом, как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности.

В ходе урока обучающиеся познакомились с особенностями и правилами написания писем и в конце урока написали письмо другу.

В ходе внеучебной деятельности для младших школьников были организованы классные часы в рамках Всероссийской акции «Память сердца: блокадный Ленинград». Для успешного проведения мероприятий студенты поставили цель – изучить с обучающимися героику событий блокадного Ленинграда, вызвать чувство гордости за страну, за Родину.

В ходе классного часа обучающиеся смогли познакомиться с нелегкой жизнью своих сверстников в период блокады Ленинграда и написать письмо другу в блокадный Ленинград.

Вдохновленные работами детей начальной школы, студенты колледжа также решили принять участие в VI Всероссийской патриотической акции. Перед написанием писем сверстнику в блокадный Ленинград со студентами был проведен классный час. В ходе подготовки и проведения этого мероприятия следует соблюдать следующие рекомендации:

1)    На подготовительном этапе студенты участвуют в подборе литературного и музыкального материала, распределяют роли, это формирует у них ответственность за проведение классного часа.

2)    Сообщается тема, цели проведения мероприятия – это делается для восприятия целостности классного часа студентами, дисциплинирует их.

3)    Классный час открывается просмотром видео - ролика о блокаде Ленинграда.

4)    Общие рекомендации. Мероприятие состоит из нескольких частей, каждая из которых раскрывает тему мероприятия. При раскрытии темы классного часа куратору рекомендуется использовать не только теоретический материал, но и стихотворные включения, иллюстрации в виде слайдов.

5)    В процессе объяснения важно опираться на базовые знания студентов, приобретенные ими при изучении истории и литературы.

6)    В качестве рефлексии целесообразно провести  дискуссию, которая позволит сделать выводы о результативности проведенного классного часа.

7)    Перед окончанием мероприятия куратору рекомендуется сделать логическое заключение, подвести итоги классного часа. Эту функцию выполнит заключительное слово преподавателя. (Приложение № 3)








Приложение № 1

Урок русского языка

Образовательная программа:  «Начальная школа 21 века»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Тема урока: Учимся писать письма

Цель:

познакомить учащихся с письмом, как разновидностью текста, имеющей свою структуру и  стилистические особенности



Задачи урока.

Образовательные:

Знание правил написания письма

Умение правильно оформлять письмо, пересказывать текст

Понимание значение общения в жизни человека

Анализ содержания письма

Синтезировать - делать вывод о роли дружбы в жизни человека

Оценивать свою речевую деятельность

Воспитательная: 

воспитывать сотрудничество в совместном решении проблемы, формировать ценность дружбы в жизни человека.

Развивающая:

- развивать речь;

- развивать интерес у учащихся к русскому языку.

- развивать коммуникативные способности



Основное содержание темы, термины и понятия

Содержание темы предполагает: знакомство с правилами написания письма



Оборудование:

Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. - М., 2015.

  




Планируемые результаты



Личностные
Метапредметные
Предметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Самоопределение к деятельности.
Формирование умения слушать и слышать собеседника
Общеучебные универсальные действия:
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
2. Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
3. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
4. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера
1.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия; планирование решения учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, контролировать процесс и результаты своей деятельности
1.Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять устные монологические высказывания, "удерживать" логику повествования, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Оценивать речевую деятельность
Делать вывод о роли дружбы в жизни человека

Технология изучения темы

Этап I. Самоопределение к деятельности




Этап
Ситуативные задания (Деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Форма работы
Организационный момент Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.
1
-Добрый день, добрый час.
Как я рада видеть вас.
Друг на друга и посмотрели
И тихонечко все сели.

- Здравствуйте, дети, меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок Русского языка.


Приветствуют учителя.
Фронтальная
Самоопределение к деятельности

2
- Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, вы должны отгадать загадку

 Сбоку марка и картинка 
В круглых штампах 
Грудь и спинка. 
Маленькое очень, 
Быстрое как птица, 
Если захочешь — 
За море умчится. 

Посмотрите на доску. Даны два слова: адресат и адресант. Как вы думаете: кто такой адресат, а кто адресант?




А как по-другому можно назвать адресата и адресанта?

Сегодня нам пришло письмо. Давайте откроем и прочитаем что там написано:

Здравствуйте, уважаемые ученики 3 класса.
Сегодня я хотел бы у вас спросить: как вы понимаете значение пословицы
«Язык до Киева доведет.»

Во времена Киевской Руси, из глубинок нашей державы до столицы Киева, купцы и почтовые курьеры добирались на подводах и санях. Порой по месяцу длилась дорога в один конец. По трактам, которые дорогами назвать трудно, только направлением
Так вот, не зная дороги, можно был о ней справляться у людей, живущих на пути к Киеву, а умеющий говорить (спрашивать) всегда мог получить эту информацию - направление. Получается что язык (речь) и "довел" вас до Киева, в переносном смысле.
Позже это выражение стало нарицательным в более общем понимании изыскания информации посредством умения общаться и получать нужные данные.
С уважением, Шахматов Алексей Александрович


Ответ: Письмо







Тот, кому ты пишешь письмо, кому его адресуешь, называется адресат
 А тот, кто пишет письмо - адресант.

Адресат -получатель
Адресант- отправитель
Индивидуальная








Актуализация знаний

3
Ребята, вы когда-нибудь писали письма?
Какие правила должны соблюдать мы, когда пишем письма?



Дайте откроем учебники на странице 20. Почему рассказ называется "Речные камешки"? Прочитайте текст.
Какова основная мысль рассказа?
Почему Иринка стала выздоравливать?
Почему обычные речные камешки помогли девочке выздороветь?
Расскажите об этой истории, как будто это произошло с вами (по плану)
Да

Обращение к адресату
Вступительная часть
Основная часть
Заключение
Дата написания письма
Адресант (от кого)

Чтение текста



Обсуждение текста



Обращение к адресату
Вступительная часть
Основная часть
Заключение
Дата написания письма
Адресант (от кого)
фронтальная










Этап II. Диагностика качества освоения темы




Цель
Варианты заданий (Деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Форма работы
планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;
представлять результат своей деятельности
 Словарная работа (выздоравливала, озорник, рассматривала, чувствуешь (непроизносимая согласная, окончание), поправляется (правит, приставки па не бывает)
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
Сейчас я предлагаю вам написать письмо другу.










 Написание письма
 Чтение своих текстов вслух.
фронтальная




Этап III. Рефлексивная деятельность




Цели
Варианты заданий (Деятельность учителя)
Самоанализ и самооценка ученика
Форма работы
Установить степень усвоения темы «Как правильно писать письма?»
Научить соотносить
полученный
результат с
поставленной
целью и оценивать
результат своей
деятельности.
Чтение и обсуждение готовых писем
- Какие задачи в начале урока мы поставили перед собой?
-Достигли ли мы поставленных задач?
                                                
-Поднимите руки, кто хорошо понял материал,
а теперь поднимите руки те, кто испытывал затруднения.

-Я желаю вам успехов! Спасибо всем за урок! Урок закончен. До свидания!





- До свидания!
фронтальная







Приложение № 2



Классный час  по теме:  «Дети блокадного Ленинграда»

Цель: создать условия для формирования знаний о детях блокадного Ленинграда.  

Задачи:

1.      Воспитывать в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда;

2.      Понимать значимость данного события в истории нашей страны;

3.      Развивать чувство эмпатии. 



I этап. Вступление

Учитель делит учащихся на группы.

Учитель: перед вами лежат конверты, в которых разрезанные изображения, которые вам нужно восстановить.

Учащиеся собирают изображения и вывешивают на доску получившиеся плакаты.

Учитель: посмотрите на собранные изображения, что вы заметили? (это плакаты времен войны)

Учитель: да, это плакаты времен ВОв, а правильно они называются агитационные плакаты. Эти плакаты поддерживали моральный настрой бойцов и жителей Советского Союза в период войны. Скажите, какое название города повторяется на всех плакатах? (Ленинград)

- Итак, наш классный час посвящен детям блокадного Ленинграда.

II этап. Основная часть

(под звучание музыки «Священная война» говорит учитель)

Учитель: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашисткой Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с кровавым, коварным, беспощадным врагом.

(читает ранее подготовленный ученик)

Что может быть страшнее, чем война?! 
Лишь слезы да страдания несет она.     
И счастье разбивает у людей,       
Любимых разлучает и друзей.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Какой можно сделать вывод?

На защиту Отечества встали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда»

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

- Кто знает, каково название города Ленинград в наше время?

Ужасную участь готовил Адольф Гитлер Ленинграду. Как писали  в одной из выдержек документа «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта».

- Посмотрите на слайд, перед вами ряд слов, как вы думаете, какие из этих слов можно отнести к синонимам слова «выдержка»

- Давайте проверим, правильно ли вы подобрали синонимы, прочтите определение понятия «выдержка» из толкового словаря Ушакова.

(Читает один из учеников)

- Какой вывод мы можем сделать? Правильно ли подобрали синонимы? 

На защиту родного города поднялись все ее жители, включая и детей.  До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, бегали, играли и просто были счастливыми и беззаботными. Но пришел час,  и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить. Но это было и в истории  нашей страны и в судьбах ребят.

В короткий срок Ленинград был превращен в город – крепость. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации, тушили зажигательные бомбы, ухаживали за раненными  в госпиталях, работали за станками.

- Как вы думаете, что такое зажигательные бомбы? 

- Посмотрите на слайд, что вы видите на нем? (люди убирают снег) О чем это может говорить? (Была холодная и снежная зима)

-  С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм.

(учитель достает кусочки хлеба в 250 и 125 грамм)

- Посмотрите на эти два кусочка хлеба, скажите, хватало ли людям этого хлеба, чтобы утолить голод?

Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.  Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. 

- Посмотрите на слайд, как вы думаете, куда едут грузовые машины?

В осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.  22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Все, кто обслуживал ледовую трассу,  работали в необычайно сложных условиях: в мороз,  буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

- Какую роль сыграло Ладожское озеро?

- Почему Ладожское озеро назвали дорогой жизни?

- Какой можно подвести итог о пользе Ладожского озера?

- Посмотрите на слайд, что на нем изображено? (записи, фотографии)

- Как вы думаете, что это может быть?

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку.



III этап. Заключительная часть.

- Что вы узнали о блокадном Ленинграде?

- Была ли эта информация полезной для вас? Почему?

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам.

Вы многое узнали о годах блокады Ленинграда, как тяжело жили люди в это ужасное время. Представьте, что вам досталась возможность пообщаться с вашим ровесником из блокадного Ленинграда.

 - Так, как телефонов в то время не было, как вы думаете, с помощью чего общались люди? (Письма)

- Люди общались с помощью писем, и, конечно, же мы с вами не сможем им позвонить, поэтому предлагаю вам написать письмо сверстнику в блокадный Ленинград. На уроке русского языка, мы писали с вами письмо другу.

-  Давайте вспомним, как правильно писать письмо?   

- Итак, сейчас, в оставшееся время, вы попробуете написать письмо вашему ровеснику в  прошлое – блокадный Ленинград. 

  



Приложение № 3



Сценарий проведения классного часа для студентов колледжа

Блокада Ленинграда

Цель: изучение и осознание героики событий, сохранение преемственности поколений, исключение фальсификаций исторических событий Великой Отечественной войны.

Задачи:

·        формирование патриотического мировоззрения, гражданского самосознания;

·        воспитание любви и гордости за страну, за Отечество.



Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

(видео-ролик о Блокаде)



Ведущий 1: 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер.  Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель. 8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

Ведущий 2: Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб. Смерть входила во все дома. Запасы продовольствия таяли с каждым днём.

Чтец 1:

Чёрное дуло блокадной ночи...

Холодно,

холодно,

холодно очень...

Вставлена вместо стекла

картонка...

Вместо соседнего дома –

воронка...

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то...

Еле живая ушла на работу...

Есть очень хочется...

Страшно...

Темно...

Умер братишка мой...

Утром...

Давно...

Вышла вода...

Не дойти до реки...

Очень устал...

Сил уже никаких...

Ниточка жизни натянута тонко...

А на столе –

на отца похоронка...

Ведущий 1: С осени 1941 года начался голод.  Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.  Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки. Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

(Кусочек блокадного хлеба порезан на маленькие кубики. Раздаётся студентам.)

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Чтец 2:

Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

«Сменяй на платье,— говорит, —

менять не хочешь — дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...»

И я сказала: «Не отдам».

И бедный ломоть крепче сжала.

«Отдай, — она просила, — ты

сама ребёнка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

чтоб ты украсила могилу».

...Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило — привести

её к себе, шепнув угрюмо:

«На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль — не думай».

...Прожив декабрь, январь, февраль,

я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль —

ни слёз, ни радости, ни страсти.

Перед лицом твоим, Война,

я поднимаю клятву эту,

как вечной жизни эстафету,

что мне друзьями вручена.

Их множество — друзей моих,

друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них

в мучительном кольце блокады.

(Видео-ролик «Воробушек»)

Ведущий 2:

 В сентябре 1941г начала действовать знаменитая Дорога жизни - водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру и по воздуху под прикрытием нашей авиации. Эта коммуникация приобрела стратегическое значение, она помогла отстоять советским людям колыбель Великого Октября. Начались бомбёжки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон. Для ленинградцев начались тяжелые дни блокады.

Чтец 3:

ВДОГОНКУ УПЛЫВАЮЩЕЙ ПО НЕВЕ ЛЬДИНЕ

Был год сорок второй,

Меня шатало

От голода,

От горя,

От тоски.

Но шла весна —

Ей было горя мало

До этих бед.

Разбитый на куски,

Как рафинад сырой и ноздреватый,

Под голубой Литейного пролет,

Размеренно раскачивая латы,

Шел по Неве с Дороги жизни лед.

И где-то там

Невы посередине,

Я увидал с Литейного моста

На медленно качающейся льдине —

Отчетливо

Подобие креста.

А льдинка подплывала,

За быками

Перед мостом замедлила разбег.

Крестообразно,

В стороны руками,

Был в эту льдину впаян человек.

Нет, не солдат, убитый под Дубровкой

На окаянном «Невском пятачке»,

А мальчик,

По-мальчишески неловкий,

В ремесленном кургузном пиджачке.

Как он погиб на Ладоге,

Не знаю.

Был пулей сбит или замерз в метель.

...По всем морям,

Подтаявшая с краю,

Плывет его хрустальная постель.

Плывет под блеском всех ночных созвездий,

Как в колыбели,

На седой волне.

...Я видел мир,

Я полземли изъездил,

И время душу раскрывало мне.

Смеялись дети в Лондоне.

Плясали

В Антофагасте школьники.

А он

Все плыл и плыл в неведомые дали,

Как тихий стон

Сквозь материнский сон.

Землятресенья встряхивали суши.

Вулканы притормаживали пыл.

Ревели бомбы.

И немели души.

А он в хрустальной колыбели плыл.

Моей душе покоя больше нету.

Всегда,

Везде,

Во сне и наяву,

Пока я жив,

Я с ним плыву по свету,

Сквозь память человечества плыву.

Ведущий 1: Несмотря на большие трудности, ленинградцы жили и побеждали. Приникнув к репродукторам, они слушали стихи Ольги Берггольц, любимой ленинградской поэтессы, которая была не просто поэтом, а голосом блокадного Ленинграда, Она стала живой легендой, символом стойкости.

Чтец 4:

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена,

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна.

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети.

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой,

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут.

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю:

Я, горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

Ведущий 2: Блокада… Страшное слово… 900 дней и ночей.900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносили столь жестокого испытания. Блокированный фашистами город оказался под угрозой полного уничтожения. Но враг просчитался. Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели.

Чтец 5:

Ты помнишь

Ты помнишь, ты помнишь, товарищ

Пусть память о том тяжела

Как вьюга сквозь отствет пожарищ

По улицам мертвым мела

Мы насмерть умели сражаться

Мы горе испили до дна

Ведь мы же с тобой ленинградцы

Мы знаем, что значит война.

Ты помнишь: руины дымятся

И чей-то оборванный крик...

Но каждый здесь был ленинградцем-

Ребенок, солдат и старик.

Бессмертно блокадное братство,

Свершившее долг свой сполна...

Ведь мы же с тобой ленинградцы-

Мы знаем, что значит война.

Мы помним с тобою сквозь годы

В разрывах сплошных горизонт

И как из промерзших заводов

Шли грозные танки на фронт.

Душе не давая сгибаться,

Мы верили, с нами страна

Ведь мы же с тобой ленинградцы

Мы знаем, что значит война.

Мы знали отчаянье и смелость

В блокадных ночах без огня,

А главное- очень хотелось

Дожить до победного дня,

Нам с этим вовек не расстаться

В нас подвигу память верна...

Ведь мы же с тобой ленинградцы

Мы знаем, что значит война.

Ведущий 1: Имя 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой и её дневник известны всему миру. Это самый короткий и потрясающий дневник. Таню убили фашисты. Не пулей, не снарядом  - голодом. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла.

Ведущий 2: На могиле Тани установлен памятник-обелиск. На нем- отлитый из металла барельеф Тани и страница ее потрясающего дневника. 

Я к ним подойду,

Одеялом укрою,

О чем-то скажу, но

Они не услышат.

Спрошу - не ответят.

А в комнате - трое.

Нас в комнате трое,

Но двое не дышат.

Я знаю - не встанут,

Я все понимаю.

Зачем же я хлеб на три части ломаю...



Ведущий 2: Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют: 24 залпа из 324 орудий.  Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. В память о героической обороне и разгроме немецко - фашистских войск в битве за Ленинград в городе воздвигнуто много мемориальных памятников, в окрестностях  создан Зелёный пояс Славы.

Чтец 6 :

Салют над Ленинградом

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

С тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе –

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут...

Ведущий 1: Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей… За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание Город-Герой. Награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда». Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

 Минута молчания.  Зажжены свечи. Метроном.

Минута молчания – в ней не 60 секунд.  В ней  - 900 блокадных дней и ночей.

 Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.



Внеаудиторная работа 

Комментариев нет:

Отправить комментарий