Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с некоторыми фактами из жизни великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. О своей жизни он
рассказал в автобиографической трилогии.
Как вы думаете, что такое трилогия? (3 произведения искусства, объединенные
общей идеей) В нее входили три произведения: «Семейная хроника», «Детские годы
Багрова-внука» и «Воспоминания». И сегодня мы с вами посетим место, в котором
прошло детство Сергея Тимофеевича, описанное в книге «Детские годы
Багрова-внука». Книга является автобиографичной, но почему она названа «Детские
годы Багрова-внука»? (Родственники были против публичного оглашения семейных
тайн и Сергею Тимофеевичу пришлось изменить некоторые имена, фамилии и названия
на вымышленные).
Оправимся мы на Южный Урал в город Уфа. Будем добираться на
поезде. (звук поезда)
Мемориальный Дом-музей С.Т. Аксакова находится в Уфе. В этом доме
прошли несколько лет раннего детства Сергея Тимофеевича Аксакова. Музей состоит
из мемориальной и литературной частей.
Мемориальная часть дома
Здание было построено в середине XVIII в. и принадлежало дедушке
Сергея Тимофеевича Аксакова - Николаю Степановичу Зубову. Николай Степанович
исполнял руководящую должность в городе, в его руках была сосредоточена
административно-судебная власть. Часть дома была приспособлена под канцелярию,
где неотлучно присутствовали чиновники, писцы и посетители, а во второй половине находились жилые комнаты. Здесь жила и воспитывалась до замужества мать
будущего писателя - Мария Николаевна Зубова.
В дом своего деда Сережа Аксаков в возрасте 4-х лет переезжает
вместе с родителями и маленькой сестренкой Наденькой.
Перед тем как войти в Дом-музей, давайте вспомним правила
поведения в музее. Еще нужно переодеть сменную обувь.
Знакомство с мемориальной частью музея мы начинаем с черных сеней. Давайте войдем. Во время жизни здесь Аксаковых они выглядели иначе: длинный темный коридор заканчивался
небольшим пространством перед оконцем. Лестница, ведущая на второй этаж, была
не такой парадной, а смотрелась, как чердачная. Размещенная в сенях экспозиция
рассказывает об истории Уфы. На стенах - рисунки и гравюры горожан и одетых в
национальную одежду крестьянок. Через окошечко дедушка принимал посетителей и
руководил канцелярскими делами.
Следующая светлая угловая комната называется столовой. Что вы
видите этой комнате? В ней семья Аксаковых, собравшись вместе,
завтракала, обедала и ужинала. Столовая также служила рабочим кабинетом Тимофею
Степановичу (отцу), служившему прокурором нижнего земского суда. Он страстно
любил природу и тяготился своей службой и суетной жизнью в городе. К сожалению,
портрет Тимофея Степановича Аксакова не сохранился. На стене висит портрет
Марии Николаевны Аксаковой. Это была очень красивая, умная, образованная
женщина, деятельная и энергичная. Она любила принимать гостей. Вот как писал о ней
Сергей Тимофеевич: «Гостей ездило очень много, бывали у нас почти ежедневно и очень
любили моего отца и мать, и нас с сестрицей».
«Иногда гости приезжали обедать, и боже мой! как хлопотала моя
мать с поваром Макеем, весьма плохо разумевшим свое дело. Миндальное пироженое
всегда приготовляла она сама, и смотреть на это приготовление было одним из
любимых моих удовольствий.»
В углу столовой стоят большие напольные часы, которым почти двести
лет.
Давайте пройдем дальше. Следующая просторная комната называется "большая
гостиная". Здесь устраивались званые вечера: жарко топили печи, зажигали
свечи в люстрах и канделябрах и приглашали музыкантов. Что это за музыкальный
инструмент? Музыканты играли на небольшом духовом музыкальном инструменте, похожем на
пианино, называвшемся фисгармония. Дамы и кавалеры танцевали менуэт или
полонез. Они выглядели так же, как пары на рисунках в экспозиции. В этой
комнате висит необычная люстра: в нее вставлено стекло, чтобы воск со свечей не
капал на наряды дам и кавалеров. Стекло легко снимается, очищается и снова
вставляется на место. Маленький Сережа очень любил бывать среди гостей. Он
вслушивался в разговоры о литературе, искусстве и политике. Сережа и сам любил
развлекать гостей. Он вставал на стул и рассказывал им стихотворения.
Стоит обратить внимание на окраску стен в комнатах. В XVIII веке
было модно белить каждую комнату в определенный «свой» цвет. Например, большую
гостиную белили в цвет фасада дома, малую - в малиновый, жилые комнаты - в
зеленый и голубой цвета. В экспозиции большой гостиной представлен мебельный
гарнитур, восстановленный по образцу того времени. В углу стоят колонки под
подсвечники. Сюда же еще ставили красивые вазы для украшения комнаты.
Следующая маленькая «малиновая» комната называется «малая
гостиная» или «дамская». Как вы думаете, почему она так называется? Что в ней
могли делать? Здесь Мария Николаевна и ее подруги пили чай или кофе, занимались
рукоделием и вели беседы, а по вечерам собиралась вся семья: читали вслух
романы, играли в лото, раскладывали пасьянс. На стене висит гравюра, где
изображена часть парка XVIII в. с подстриженными деревьями в виде прямоугольников,
что было характерно для того времени. В этой комнате находится уникальный
экспонат - мебельный гарнитур, изготовленный в Австро-Венгрии в середине XVIII
в.
Маленький Сережа очень любил вечера, когда устраивались домашние
чтения. Он читал свои книжки с восторгом и увлечением. Слушал рассказы отца об
охоте и деревенской жизни, или с удовольствием смотрел, как рисует дядя Сергей
Николаевич Зубов.
Комната родителей, или, как ее еще называли,
"маменькина", завершает парадную анфиладу и начинает анфиладу жилых
помещений. Что вы видите в этой комнате? В комнате стоит старый комод для
белья, женский туалетный столик, за которым Марья Николаевна приводила себя в
порядок перед выездом в свет или выходом к гостям. Также здесь находится
рабочий столик. Что она могла делать за этим столиком? За ним маменька писала
письма и деловые бумаги. Она следила за новинками отечественной и иноземной
художественной литературы, вела переписку со многими видными современниками. На
рабочем столике можно увидеть уникальную книгу - лечебник Бухана. Его подарил
Марии Николаевне один друг и путешественник. Когда Сереже было три года, он
очень сильно заболел и едва не умер. Лучшие лекари всеми средствами пытались
его вылечить, но все усилия были напрасны. Но Мария Николаевна принялась лечить
Сережу по лечебнику Бухана, и он начал медленно поправляться.
Рядом с комнатой родителей находится первая детская или пеленочная
комната. В ней жила Сережина сестренка Наденька.
«Сестрицу я любил сначала больше всех игрушек, больше матери, и любовь
эта выражалась беспрестанным желаньем видеть ее и чувством жалости: мне
казалось, что ей холодно, что она голодна и что ей хочется кушать; я
беспрестанно хотел одеть ее своим платьицем и кормить своим кушаньем;
разумеется, мне этого не позволяли, и я плакал».
Что находится в этой комнате? Экспозицию этой комнаты составляют
сундук, комод и детские стульчики. На сундуке располагаются незамысловатые
детские игрушки: деревянные чурочки, трещотка. Любимой игрой Сережи и Наденьки
было составление из чурочек башни. Сережа составлял, а сестренка, махнув рукой,
разбивала башню, громко при этом хохотала и веселилась. На комоде стоит
шкатулка с лоскутками для шитья и детская одежда - это платьице и чепчик. Такое
платье носили девочки и даже мальчики до четырех лет. На картине изображены
дворянские дети именно в таком наряде.
Проходим в следующую небольшую, но уютную комнату, выбеленную в голубой цвет
- комнату Сережи. Сережа рос хилым и болезненным мальчиком. Маменька не
разрешала ему много гулять, поэтому он рано научился читать и читал очень много.
В комнате можно увидеть нехитрую мебель: стол для занятий, большой
деревянный сундук, обитый железом, кроватку, шкафчик для книг. На столе
маленький ларчик, где хранились Сережины сокровища, то есть камушки, которые
они с сестренкой собирали по берегам рек во время путешествий. Вместе с Сережей
в этой же комнате жил неизменный спутник детства писателя - слуга Евсеич. Он
очень любил своего «соколика»: разделял с ним детские игры, готовил удочки для
рыбалки, рассказывал о повадках птиц и рыб.
Завершает анфиладу жилых комнат «девичья», или комната для
прислуги. Здесь находились две-три дворовые девушки, которые выполняли
приказания Марии Николаевны. В свободное время они занимались рукоделием: пряли
пряжу, шили, вязали, вышивали. За работой девушки пели песни, а Сереже очень
нравилось их подслушивать через приоткрытую дверь. За трудом девушек следила
ключница Пелагея. Она была великая мастерица рассказывать сказки, и каждый день
Сережа слушал новую сказку. Однажды ключница поведала Сереже сказку об аленьком
цветочке, которая надолго запала в душу мальчика.
В комнате собраны предметы крестьянского быта: старинные вышивки,
плетеные ивовые лари, домотканые скатерти, веретена, прялка, глиняные кувшины и
деревянная посуда, сундуки, в которых хранили зимнюю одежду, лапти и ухват.
Маменька запрещала сыну общаться с крепостными, стараясь предохранить его от
вредных впечатлений и разговоров. Но Сережа тайком от матери частенько
заглядывал в девичью, потому что там было весело.
Виртуальные экскурсии
Виртуальные экскурсии
Комментариев нет:
Отправить комментарий