
Фатыкова Эльвира Римовна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №11
Формирование читательской компетентности
через урочную и внеурочную деятельность
В
настоящее время общепризнанным является факт, что современные дети не хотят
читать, не тянутся к книге. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности
при восприятии текста, сопровождают потом человека всю жизнь.
Учитывая особую роль книги в становлении и
развитии личности человека, можно утверждать, что основные усилия педагога,
библиотекаря и родителей должны быть направлены на то, чтобы у детей с раннего
возраста, воспитывать любовь к книге и чтению, закладывать основы читательской
деятельности.
Чтение - фундамент всех образовательных
результатов, обозначенных в ФГОС. Метапредметные результаты напрямую зависят от
умения читать книгу и понимать текст. Если мы сделаем анализ заданий Всероссийских
проверочных работ (ВПР) по русскому языку, математике и окружающему миру, то
увидим, что их выполнение требует от обучающихся высокого уровня умения
работать с текстом. Комплексная работа также вызывает у учащихся наибольшую
трудность. Задания в этой работе направлены на умения осуществлять поиск
необходимой информации, понимать её, отвечать на вопросы, самим составлять
вопросы, давать письменный ответ на вопрос, делать обобщения, понимать
информацию, представленную в разных видах (таблицах, диаграммах).
В таком случае учитель на уроках литературного
чтения должен решать следующие задачи:
- определять цель чтения;
- отбирать содержание;
- изыскивать способы
мотивации;
- адекватно оценивать
достижения в читательской деятельности и учить самооценке;
- обращаться к личному
опыту учащихся;
- развивать
исследовательские и прогностические навыки;
- работать со словарями;
- посещение библиотек;
- активно использовать
иллюстрации;
- обновление круга
чтения;
- активизировать и
поддерживать постоянный интерес к книге и чтению.
Для достижения поставленных задач были реализованы
следующие направления:
- проведение занятий
«Словом можно исцелить», которые позволяют пробуждать интерес к чтению
художественных произведений, расширять кругозор детей и развивать творческие
способности;
- организация
мини-библиотеки, включающей в себя художественные произведения и литературу
справочного и энциклопедического характера;
- создание информационных
буклетов о жизни и творческой деятельности уральских писателей, что приобщает
учащихся к литературному наследию Урала;
- проведение тематических
конкурсов чтецов стихотворений, постановка мини-спектаклей, разыгрывание
сценок, что приобщает обучающихся к театральному искусству, развивает актёрские
способности.
- реализация проекта
«Портфель читателя», который выступает как индивидуально-образовательный
маршрут участника проекта и позволяет включить самого читателя в оценочную деятельность
собственных успехов.
Чтобы приобщить школьников
к чтению группой учёных Санкт-Петербургского госуниверситета под руководством
Е.И. Казаковой, была разработана программа «Успешное чтение». Цель данной
программы -создание условий для формирования читательской компетенции. Задачи
реализации программы: формирование читательской компетенции; развитие навыков
вдумчивого чтения, критического и рефлексивного мышления; поддержка и
активизация читательской деятельности; разработка и внедрение эффективных
методик, форм развития успешного чтения; создание единого читательского
пространства в учебном заведении; возрождение традиций семейного чтения.
Программа содержит пять модулей реализации: «Книга на уроке», «Читательский
портфель», «Книга на сцене», «Реклама книги» и «Фестиваль литературного
творчества»
Процесс формирования читательской
компетентности в младших классах будет результативным только при условии
целенаправленного и систематического взаимодействия учителя, школьников и их
родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к
чтению.
<<Назад
<<Назад
Комментариев нет:
Отправить комментарий