Поиск по этому блогу

Фотоальбом

Фатыкова Э.Р.




Фатыкова Эльвира Римовна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ №11





Формирование читательской компетентности через урочную и внеурочную деятельность
   В настоящее время общепризнанным является факт, что современные дети не хотят читать, не тянутся к книге. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, сопровождают потом человека всю жизнь.
  Учитывая особую роль книги в становлении и развитии личности человека, можно утверждать, что основные усилия педагога, библиотекаря и родителей должны быть направлены на то, чтобы у детей с раннего возраста, воспитывать любовь к книге и чтению, закладывать основы читательской деятельности.
  Чтение - фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Метапредметные результаты напрямую зависят от умения читать книгу и понимать текст. Если мы сделаем анализ заданий Всероссийских проверочных работ (ВПР) по русскому языку, математике и окружающему миру, то увидим, что их выполнение требует от обучающихся высокого уровня умения работать с текстом. Комплексная работа также вызывает у учащихся наибольшую трудность. Задания в этой работе направлены на умения осуществлять поиск необходимой информации, понимать её, отвечать на вопросы, самим составлять вопросы, давать письменный ответ на вопрос, делать обобщения, понимать информацию, представленную в разных видах (таблицах, диаграммах).
 В таком случае учитель на уроках литературного чтения должен решать следующие задачи:
- определять цель чтения;
- отбирать содержание;
- изыскивать способы мотивации;
- адекватно оценивать достижения в читательской деятельности и учить самооценке;
- обращаться к личному опыту учащихся;
- развивать исследовательские и прогностические навыки;
- работать со словарями;
- посещение библиотек;
- активно использовать иллюстрации;
- обновление круга чтения;
- активизировать и поддерживать постоянный интерес к книге и чтению.
  Для достижения поставленных задач были реализованы следующие направления:
- проведение занятий «Словом можно исцелить», которые позволяют пробуждать интерес к чтению художественных произведений, расширять кругозор детей и развивать творческие способности;
- организация мини-библиотеки, включающей в себя художественные произведения и литературу справочного и энциклопедического характера;
- создание информационных буклетов о жизни и творческой деятельности уральских писателей, что приобщает учащихся к литературному наследию Урала;
- проведение тематических конкурсов чтецов стихотворений, постановка мини-спектаклей, разыгрывание сценок, что приобщает обучающихся к театральному искусству, развивает актёрские способности.
- реализация проекта «Портфель читателя», который выступает как индивидуально-образовательный маршрут участника проекта и позволяет включить самого читателя в оценочную деятельность собственных успехов.
Чтобы приобщить школьников к чтению группой учёных Санкт-Петербургского госуниверситета под руководством Е.И. Казаковой, была разработана программа «Успешное чтение». Цель данной программы -создание условий для формирования читательской компетенции. Задачи реализации программы: формирование читательской компетенции; развитие навыков вдумчивого чтения, критического и рефлексивного мышления; поддержка и активизация читательской деятельности; разработка и внедрение эффективных методик, форм развития успешного чтения; создание единого читательского пространства в учебном заведении; возрождение традиций семейного чтения. Программа содержит пять модулей реализации: «Книга на уроке», «Читательский портфель», «Книга на сцене», «Реклама книги» и «Фестиваль литературного творчества»
  Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия учителя, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению.

<<Назад

Комментариев нет:

Отправить комментарий