Поиск по этому блогу

Фотоальбом

Прогулка по Бахчиванджи


Цель: знакомство с гером Советского Союза Г. Я. Бахчиванджи и памятными местами, связанными с этой личностью.

Жизнь поселка Кольцово не представляется без аэропорта. В 1928 году в этом месте был организован военный аэродром «Кольцово». Тогда сюда приехали военные строители, которые и начали возводить городок для будущих авиаторов. Со временем здесь появились не только казармы и дома для лётного состава, но и вполне гражданские жилые здания, начали формироваться улицы.
Но сейчас я бы хотел рассказать Вам о великом человеке, который некоторое время жил здесь и умер на этом же месте. Я говорю о лётчике – испытателе, герое Советского Союза, Григории Яковлевиче Бахчиванджи.

(видеоролик об Г. Я. Бахчиванджи).

23 марта 1943 года лётчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи при очередном испытании на истребителе БИ взлетел с аэродрома "Кольцово". Самолёт развил скорость более 800 километров в час. Это была первая встреча человека со звуковым барьером. И первая жертва на пути к его преодолению... Григорий Бахчиванджи погиб в 34 года. Погиб, прокладывая путь человечеству в новое. Именно в честь этого человека названа одна из улиц города Екатеринбурга. Находится она здесь, в поселке Кольцово. Но не только в названии улицы увековечена память о летчике: здесь же, в Кольцово, есть площадь имени Бахчиванджи, здесь находится его могила.
Памятник самолёту БИ-1 — монумент первому советскому реактивному истребителю. Установлен в апреле 1973 года на площади имени Г.Я. Бахчиванджи перед зданием аэропорта Кольцово в Екатеринбурге. БИ-1 был первым в СССР самолётом с жидкостным ракетным двигателем, совершившим удачный полёт. Памятный монумент установлен в честь создателей БИ-1 (конструкторов А. Я. Березняка, А. М. Исаева и генерального авиаконструктора В. Ф. Болховитинова) и самого самолета, который был, по сути, пилотируемой крылатой ракетой и впервые поднялся над Екатеринбургом 15 мая 1942 года.
В 1962 году было принято решение увековечить память Героя Советского Союза Г. Я. Бахчиванджи и легендарный самолет БИ-1.
Памятник самолёту БИ-1 представляет из себя стелу с полноразмерным макетом самолёта БИ-1 (по другой версии — сохранившимся экземпляром самолёта БИ-2) белого цвета, устремившимся в символический полёт и резко набирающим высоту. Рядом с памятником установлена информационная мемориальная плита о самолёте и лётчике-испытателе Г. Я. Бахчиванджи.
Ранее памятник стоял перед старым корпусом аэропорта на видном доступном для пассажиров и встречающих месте. Сейчас памятник перенесен на край парковочной зоны.
В 1941 году на территории нынешнего аэропорта «Кольцово» находился НИИ ВВС СССР. В условиях военного времени конструкторы срочно создавали истребитель-перехватчик нового поколения со сверхвысокой скороподъёмностью, способный в течение 5-7 минут взлететь с прифронтового аэродрома, набрать пятикилометровую высоту и сбивать бомбардировщики противника. Задача была продиктована начавшимися бомбардировками Москвы и Ленинграда, для борьбы с которыми применялось круглосуточное патрулирование воздушного пространства, бывшее крайне неэффективной мерой.
15 мая 1942 года здесь поднялся в небо первый советский ракетный самолёт БИ-1. Пилотировал самолёт Г. Я. Бахчиванджи. Испытательные полёты продолжались до марта 1943 года. 27 марта 1943 года самолёт БИ-2, развив в горизонтальном полёте рекордную скорость (около 800 км/ч), неожиданно вошёл в пике и рухнул в 6 км от места взлёта. Пилот Бахчиванджи погиб. Разработка самолёта и его дальнейшие испытания были прекращены, как по результатам аварии, так и из-за неактуальности задачи обороны Москвы и Ленинграда от воздушных налётов. Разработки ЖРД для БИ-1 и БИ-2 нашли своё применение в первых советских ракетах.
Школьный музей Боевой Славы  имени Григория Яковлевича Бахчиванджи.
Музей расположен по адресу: ул. Реактивная, 31.
Немногие знают о том, что в посёлке Малый Исток (Октябрьский район) на базе школы № 60 действует Музей боевой славы, большинство экспонатов которого имеют прямое отношение к человеку-легенде, поднявшему в воздух с аэропорта "Кольцово" Свердловска первый советский самолёт-ракету. «Без полётов Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы 12 апреля 1961 года», — сказал однажды Юрий Гагарин.
Музей рассказывает о жизни Григория Бахчиванджи, о подвигах лётчиков 402-го истребительного авиаполка особого назначения, о развитии космонавтики в России.
Сегодня здесь действует несколько экспозиций: «Первый на дороге в космос (о Бахчиванджи)», «Однополчане Г. Я. Бахчиванджи» (К. А. Груздев, Т. К. Чигарев, Б. Г. Бородай, М. Е. Чуносов, К. С. Шадрин, Н. Ф. Краснов, Н. П. Баулин), «Жизнь и подвиг Е. И. Зеленко», а также «История развития космонавтики».
— В настоящее время в музее находится более 1 000 экспонатов, многие из них с автографами выдающихся людей: космонавтов Титова, Леонова и Климука, авиаконструкторов Болховитинова и Микояна и т. д.
Уникальные экспонаты:
Один из самых ценных экспонатов — фотография Григория Бахчиванджи, сделанная в марте 1943 года в "Кольцово". Возможно, за несколько дней до гибели Григория Яковлевича. 27 марта самолёт под его управлением рухнул в 6 километрах южнее аэродрома.
Ещё здесь выставлен бюст Григория Яковлевича, созданный скульпторами Валентиной и Владимиром Грачевыми. Бюст Бахчиванджи принёс молодым скульпторам большую известность. Его демонстрировали даже на Всесоюзной выставке в Москве.

О лётчике-испытателе Григории Бахчиванджи в Екатеринбурге напоминает немало объектов. Улица, названная в его честь. Памятник на территории аэропорта Кольцово. Мемориал на могиле героя.


Комментариев нет:

Отправить комментарий