
Барт Иван Александрович,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНики СОТРУДНИЧЕСТВА И
КОММУНИКАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Современное
общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности
нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной
и самостоятельной. При этом надо сохранить индивидуальность ребенка,
развить его интерес к окружающему его миру и готовность сотрудничать
с людьми. Для того чтобы ученики действительно стали успешными
и внесли вклад в развитие общества, педагогу необходимо обучить их
навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде.
Учащимся также необходимо овладеть навыками критического и креативного
мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач,
с которыми им придется столкнуться в новом, измененном мире.
Федеральный
Государственный образовательный стандарт общего образования ставит главной целью
образовательного процесса формирование у учащихся универсальных учебных
действий, таких как личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Согласно этому, в основу построения содержания, способов и форм образовательного
процесса должен лечь системно - деятельный подход. Таким образом, необходимо
преобразование традиционных методик и приемов обучения в более прогрессивные.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые
-
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся
в учении;
-
развивали бы общеучебные умения и исследовательские, рефлексивные,
самооценочные навыки;
-
формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения,
непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической
деятельности;
-
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
-
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
В работах
Л.С. Выготского, Ж. Пиаже раскрываются гипотезы о том, что социальные
взаимодействия играют решающую роль в развитии мышления. По Л.С. Выготскому,
"всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, в двух
планах, сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как
категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая".
Этот путь возможен только внутри специально организованного обучения детей
научным знаниям и является его результатом. "Определяющим для научных
понятий является то, что они приобретаются и развиваются под руководством и при
помощи учителя и что знания здесь даются детям в определенной системе". Ж.
Пиаже связывает социализацию рассматривает как необходимое условие перехода
эгоцентрического мышления ребенка к более зрелым стадиям.
По его мнению, "…сотрудничество
позволяет осуществить правильную передачу какого-либо понятия, что не может
иметь места при асимметричном взаимодействии, выражающемся в отношениях
престижа и авторитета. Для того чтобы какое-то понятие было воспринято
адекватно, нужно, чтобы оно было построено ("сконструировано")
собственным действием. В противном случае оно останется лишь мнением,
авторитетной позицией другого (взрослого)…». Тезис о конструировании во
взаимодействии пространства межиндивидуальных координаций позволяет по-новому
рассмотреть проблему совместной учебной деятельности. Активная роль самого
взаимодействия в процессе когнитивных трансформаций исключает пассивную позицию
любого из участников ситуации "учитель - ученик" и делает
неправомерным полагание механизма подражания более развитой модели поведения в
качестве основной парадигмы научения.
Таким образом, обстоятельства,
сформулированные Л.С. Выготским и Ж. Пиаже, стали краеугольным камнем в
постановке проблемы социальных взаимодействий и обучения. Прежде всего,
социальные взаимодействия и развитие мышления - это взаимообусловленные
процессы, ибо от протекания одного внутренне зависит порождение и протекание
другого. Другое важное обстоятельство состоит в том, что содержание понятия
"зона ближайшего развития" предполагает новый подход к обучению. На
смену представлению об обучении как естественном и индивидуальном процессе, т.е.
разделяющем участников учебной ситуации на того, кто учит, и того, кто учится,
вырабатывается представление об обучении как процессе содействия и совместной
деятельности.
Образовательная система Сингапура,
который за последние 10-15 лет совершил мощный рывок в образовании, а в ХХ веке
стал уникальной страной, в считанные десятилетия из страны третьего мира
превратившейся в экономического лидера. В основе сингапурской системы (она
разработана в школах Сингапура и распространяется методистами компании Educare
Co-operative Limited) лежат коммуникативность и сотрудничество. Эту систему еще в 1930-1940-е гг. в своих работах описывал
Лев Выготский, но, к сожалению, в России должного внимания этой системе уделить
не удалось. Тем не менее в Сингапуре образовательная система прижилась и дала
впечатляющие результаты.
Сегодня
«Сингапурский проект» уже внедрен в нескольких субъектах Российской Федерации и
показывает убедительные результаты. В пример можно привести Республику
Татарстан, опыт которой показал эффективность обучения по этой методике.
Применение
обучающих структур сингапурской методики, в основе которых лежит групповая
форма работы и работа в парах, дает большие возможности для организации эффективной
учебной деятельности и создания психологически комфортной, безопасной среды для
обучающихся.
Положительным
моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно
учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым
обогащая, закрепляя и свои знания.
Активность
ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции
учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и
мобилизующее начало на уроке остается за учителем.
Никакой
предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме
обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями.
А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему
выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам,
и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики
формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных
заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более
интересным и успешным.
Сингапурская
система задействует во время урока весь класс. Каждый ребенок должен быть
услышан, и если он что-то делает не так, то это вина учителя. Целью
Сингапурского метода обучения является переход от пассивных учеников
к заинтересованным обучающимся XXI века. Практика показывает, что новый
метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества,
такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление,
креативность. Сам урок мало похож на обычный урок и больше напоминает
увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить.
Обучающие
структуры Сингапурской методики позволяют ещё в школе заложить
и развить необходимые навыки и качества личности, которые
в дальнейшей жизни помогут выпускникам эффективно адаптироваться
и уверенно чувствовать себя в новых взрослых условиях.
Одним
из важнейших эффектов данной методики является эффективная мотивация
обучающихся.
Современный
урок по Сингапурской методике — это
-
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
-
урок, содержащий разные виды деятельности;
-
урок, на котором ученику комфортно;
- урок,
на котором деятельность стимулирует развитие познавательной активности ученика;
-
урок развивает у детей креативное мышление;
-
урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- урок
предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости
и увлеченности;
Таким
образом, используя обучающие структуры Сингапурской методики обучения на
уроках, повышается мотивация обучающихся к изучаемому предмету, что ведёт
к более эффективному освоению школьниками образовательной программы.
Сингапурские
обучающие структуры основываются на следующих принципах:
- равные возможности для
индивидуальной работы, и ответа в паре или группе;
- графические схемы для визуализации
очередности ответов, мнений и понятий;
- обеспечение сменного состава пар и
групп;
- использование речевых клише;
Комментариев нет:
Отправить комментарий